Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск»
10 июля 2015

 13 июля в 14.00 в музее-заповеднике «Изборск» состоится открытие выставки японской живописи Ирины Левашёвой «Волшебная японская тушь» по адресу Изборск, ул. Печорская д. 32 (усадьба купца Шведова).

Ирина Левашева – яркий московский художник, реставратор, декоративист. В творчестве Ирины сочетается несколько художественных направлений, каждое из которых обогащает другое и позволяет сохранять творческий тонус, находить новые неожиданные решения и технические приемы. На выставке представлены работы «цветы и птицы», животные или просто цветы, веера, открытки, сикиси и танзаку.


 Японская живопись в технике суйбокуга, или суми-э, для овладения которой требуется пройти долгий путь обучения и практики, прежде чем освоить эту технику на высоком уровне мастерства. Технические особенности этого вида графической живописи очень своеобразны и во многом противоположны европейско-русской традиции. Ритм, с которым работает рука художника – это ритм самой жизни, молниеносный, мгновенный.  Наверное, с японской живописью можно сравнить только технику нашей фрески, которая требует таких же быстрых и точных ударов кистью, не терпящих никаких исправлений.
Несмотря на внешне светский характер сюжетов, которые можно отнести к анималистическому жанру или жанру пейзажа и натюрморта, в основе своей мотивы японской живописи религиозны и иллюстрируют философию дзен-буддизма. Живопись суйбокуга, или суми-э (сочетание туши – «суми» и живописи – «э») возникла в XIV веке, и первыми ее художественными исполнителями могли быть только священники, затем самураи, так как это духовно напряженная работа. Суть этих изображений, если только ее можно выразить словами, заключалась в том, что каждая малая деталь природы – это и есть весь мир. «Простые черные линии, нанесенные на белую бумагу, могут представлять собой сложную модель, подобно тому, как в Дзен несколько произнесенных слов могут быть результатом многих часов медитации».
Большая часть работ Ирины вдохновлена японской поэзией. Цветущая ветвь на фоне луны созвучна короткой строфе средневековой поэтессы Сикиси:

Печалится взор.

О, если б найти приют,

Где осени нет!

Везде – на лугах, на горах –

Луна поселилась.

В творчестве Ирины особое значение и силу имеет пион (Счокрэй  – творческое имя («Прекрасный Пион»)), цветок, которому посвящено множество мифов и который символизирует императорскую власть и богатство, а также воплощает весну и женскую добродетель. В репертуар художника вошли и типично русские растения («Сирень», ветви с плодами яблок, боярышник и др.), но все они выполнены в той же самой непривычной для таких мотивов технике суйбокуга или с сильным ее влиянием.

Хотя японская серия Ирины Левашевой выглядит традиционной, глубоко укоренной в азиатском искусстве, менталитете, на самом деле, в работах синтезируется очень много приемов, которые возникали в суйбокуга на протяжении веков. Так, например, большая часть картин раннего периода в японской традиции была монохромна, допускались лишь легкие цветовые тонировки.   В графических листах иногда используются растворы натуральных трав для тонких и естественных по своему цвету тонировок (реставрационный прием), которые создают «живопись из тонкого тумана». Развитие отдельных жанров могло занимать целую эпоху и олицетворять ее:  «горы и реки», «цветы и фрукты», «портреты патриархов» и т.д. Теперь художник выбирает любой из них или все сразу, по своему вкусу.

При всем соблюдении общей стилистики в работах художника господствует авторский, творческий подход к сложившимся канонам, синтез графических, живописных, реставрационных средств, что дает неожиданные и интересные результаты и позволяет ощущать творческую свободу.

Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы