Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск»
19 июня 2015

20 июня в 14.00 в Государственном музее-заповеднике «Изборск» по адресу ул. Печорская, 39 (дом купца Белянина) состоялось открытие выставки Петербургского иконописца Георгия Панайотова «Святые лики».

 16 лет спустя...

   В один из летних дней 1999 года в культурной жизни Псковщины произошло событие значительное. В выставочном зале Приказных палат была устроена выставка иконописных работ десятилетнего мальчика Георгия Панайотова. Выставку мы привезли из Петербурга и никого не хотели удивлять работами "вундеркинда". Но, не представить на Святой древнерусской земле чистые, светлые иконописные образы, я не мог. К тому моменту работы Георгия вызвали неподдельное восхищение на выставке в Петербурге и широких зрительских кругов, и высоких профессионалов. Я сразу подумал о показе в Пскове, Тихвине...

  Псков откликнулся мгновенно. Директор Псковского музея - заповедника Ольга Волочкова выказала крайнюю заинтересованность, поручила деятельным сотрудникам Ольге Васильевой и Наталье Дубровской оказывать нам помощь. Открытие выставки стало праздником. На вернисаже был председатель Комитета по культуре Александр Голышев, протоиерей Олег Тэор, много прессы, художников, музейных работников, представителей общественности (как принято говорить). Мне и сегодня памятен тот день.

  Прошло шестнадцать лет. Ныне Георгий Панайотов - если не мэтр, то уже значительный мастер иконописи. И справедливым нужно считать показ его творчества на Псковщине, теперь в Изборске. Эти Святые для русской культуры места принимают в последние годы, как и в прежние времена, многих творцов духовной культуры дня сегодняшнего. Эта встреча - с одним из них.

    Ю.В.МУДРОВ, куратор выставки. 

-----------------------------------------------------------------------------------------------

            ГЕОРГИЙ ПАНАЙОТОВ, ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИКОНОПИСЕЦ.

   Последние годы в нашей художественной жизни  отмечены  многочисленными и регулярными выставками, знакомящими с новыми работами в области иконописи и религиозной живописи. И выставки специальные – групповые и персональные, и разделы на больших региональных смотрах изобразительного искусства, постоянно открывают нам новые имена их авторов.

  К новым имя Георгия Панайотова  сегодня вряд ли можно отнести. Но то, что чаще всего, он, до сих пор оказывается  едва ли не самым молодым экспонентом на профессиональных выставках – это факт. Георгий Панайотов – выпускник Санкт-Петербургского академического Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. Художнику – 25 лет. Однако, в его творческом багаже написание не только отдельных иконописных образов, но и ансамблей храмовых иконостасов. И «послужной» его список  значителен.

  Георгий – уроженец Беларуси. Уже в раннем детстве, живя на родине отца – в Болгарии, он был «пленен» иконописными ликами старых болгарских храмов. В городе Велико Тырново, славящемся иконописными мастерскими, он впервые окунулся в этот удивительный мир. Болгарский мастер Рашко Бонев был первым человеком, который на глазах у маленького мальчика Гоши, сделал волшебные движения кистью на доске, специально подготовленной  к написанию иконописного образа. Мастер подарил Георгию дощечку и напутствовал его. Она не стала детской забавой, вскоре на ней появилось изображение Христа Пантократора, сделанное шестилетним автором.

   … Прошло несколько лет.  В 1999 году в Петербургском Фонде культуры открылась выставка работ десятилетнего иконописца. На вернисаже было сказано много теплых слов в адрес мальчика и его мамы, увидевшей в сыне не просто живой интерес, но серьезное увлечение, потребность в написании ликов святых, образов Божиих. Известные живописцы народные художники России, академики Андрей Яковлев и Евгений Мальцев, заслуженный художник РФ Виктор Николаев, искусствоведы Юрий Мудров, возглавлявший Фонд культуры, Нина Кутейникова, Светлана Грачева, Лариса Яковлева, филолог – член-корреспондент РАН Николай Скатов были в числе тех, кто поддержал талантливого школьника. Он и дальше стал упорно учиться, познавать мир, пытаться постичь законы и тайны иконописного мастерства.

  В рамках краткого очерка вряд ли возможно рассказать подробно о работе молодого художника. Однако, лишь перечисление выставок, в которых он участвовал, впечатляет. Только персональные: Велико-Тырново, Брест, Варна, Одесса, Париж, музеи Санкт-Петербурга (шесть экспозиций), Минска, Франкфурта-на-Майне, Пскова, Липецка, Тихвина, Гатчины, Кировска, мемориальные – А.С.Пушкина в селе Михайловском и Н.А.Римского-Корсакова, там же – на Псковщине…  Было и участие в выставке в Москве, в Центральном музее древнерусской культуры имени Андрея Рублева, посвященной юбилею Святого Серафима Саровского, где Архиепископ  Истринский Арсений (ныне - Митрополит) принял от него дар для патриарха Алексия II икону Святого работы Георгия, и благословил его на дальнейшие "труды иконописания". Была и выставка в Москве, в "Доме иконы", где Георгий проводил "мастер - классы". Разговор о "мастер - классах" - особый. Умение и показать, и убедительно и доходчиво рассказать, - особое качество Георгия. (Сегодня оно помогает ему в педагогической деятельности). Его "мастер - классы" проходили и в Липецке, и в Риме, и в Петербурге...

  Первым большим испытанием на творческую и духовную «зрелость» стала работа над иконостасом церкви святой Ольги Российской в Гродно (2007). Решение задач создания иконописных ансамблей  у Георгия Панайтова через несколько лет станет его постоянной практикой.  В знаменитом "викториальном" храме петровского Петербурга - святого Пантелеимона Целителя ему доверили воссоздать утраченный "житийный" ряд исторического иконостаса. Эту церковь украсили и другие, выполненные Георгием образы - В храмах – Всех Скорбящих радости (ул.Шпалерная), Петра и Павла в Сестрорецке, Казанском кафедральном соборе (Санкт - Петербург) , святого Георгия Победоносца на городище Воронич (Пушкинсие Горы), многих других,  в петербургских музеях – истории религии, театрального и музыкального искусства, хранятся выполненные им иконописные лики.

  Согласитесь – сделано немало. И, не случайно, крупный исследователь современного церковного искусства, профессор Н.С.Кутейникова писала ещё ряд лет назад: «... Его поиски вряд ли стали бы так продуктивны и были достойны Церкви, если бы устремления его сердца и души не были направлены к Красоте и Правде. Именно через зримые Красоту и Правду стремится Георгий Панайотов выразить присутствие Духа, и это ему удается».

  Не так давно Георгий закончил работу над  масштабным иконописным ансамблем в Троицком соборе на Кунашире (Курилы). А сегодня, завершив создание живописного убранства часовни во имя образа Пресвятой Богородицы "Живоносный источник" в Барановичах (Беларусь), он трудится над осуществлением новых значимых проектов. Так, для Собора Святой Екатерины в Царском Селе Георгий Панайотов выполнил большую запрестольную композицию (около трёх метров) - "Христос Спаситель" и "Успение Святой Екатерины". Для Царского Села он работает и сейчас. 

  Поиск и эксперимент являются одной из важнейших составляющих в формировании его мастерства. Он не только умеет переработать существующий живописный канон, но и разрабатывает новые иконографические типы. Не удивительно, что художник  обратился к тому виду религиозного искусства, который ранее не входил в круг его творческих интересов. Георгий Панайотов создал цикл миниатюр, иллюстрирующих «Житие священномученика Иосифа, митрополита Астраханского». Он скрупулезно изучил основные принципы украшения церковной книги и уверенно продемонстрировал их, работая над  миниатюрами. Выполненные в технике акварельной живописи с использованием золочения, они разнообразны по композиционному построению. Миниатюры привлекает живой естественностью поз, жестов главных участников сцен.  Он сумел отобрать ключевые моменты жития, сохранив верность старому канону, создал  живые сцены, привлекающие эмоциональным напряжением. Книжная миниатюра на сегодняшний день не находит должного отклика в работах современных художников, выбравших смыслом творчества церковную живопись, тем более интересным следует считать это начинание молодого художника. Ещё более значительные задачи решил он, исполнив миниатюры для "Акафиста Святого Пантелеимона Целителя", изданного одноименным храмом Петербурга.

  Георгий Панайотов использует богатый опыт предшественников, но, находясь в постоянном поиске, разрабатывает иконографию, к которой до него не обращались мастера иконописи. В этом смелость и новаторство молодого автора, создающего яркие и подлинные по своей глубине произведения  иконописи и религиозной живописи.

    Алексей МУДРОВ, искусствовед, реставратор

Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы