Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск»

Гончарное дело в Изборске появилось очень давно. Богатая глинами изборская земля способствовала развитию гончарства. В VIII — X вв. люди вручную изготавливали из глины керамику. В коллекции музея-заповедника представлены фрагменты изделий лепной керамики VIII — X вв.

Изначально изготовлением керамической посуды занимались исключительно женщины. Сезон работ продолжался с октября по март, мог быть и дольше — с сентября по апрель. Глину копали осенью, складывали в помещения. Месили глину босыми ногами, удаляя сор, камни, добавляя воду, пока глина не доходила до состояния однородной массы. Чтобы глиняное тесто было крепким и вязким, к нему примешивали кусочки гранита, известняка, песок, мелкие раковины, а иногда даже осколки керамики или растения. Благодаря этому, из такого глиняного теста можно было сделать сосуды разнообразной формы.

Со второй половины X в. изборские мастера для работы с глиной стали использовать новое приспособление — гончарный круг. Гончарным делом теперь начали заниматься не только женщины, но и ремесленники-мужчины. Вначале появился ручной гончарный круг. Это был простейший механизм, который управлялся одной рукой. В отверстие на деревянной скамье вставлялась ось, на которой располагался большой деревянный круг. Затем на этот круг располагали кусок глины, и, чтобы она не прилипала, заранее посыпали ее золой или песком. Сев на скамью, гончар вращал одной рукой круг, а другой формировал изделие. Немного позже появился ножной гончарный круг — механизм вращали с помощью ног. Благодаря этому, производительность труда и качество глиняных изделий очень возросли. Часто на днищах посуды ставили некое клеймо, например, какую-нибудь геометрическую фигуру, цветок или ключ. Обжиг посуды проводился в печах-горнах. Они состояли из двух уровней, на первом располагались дрова, на втором — просохшие изделия. Между уровнями находилась глиняная перегородка с проделанными отверстиями, через них горячий воздух проходил с первого уровня на второй. Внутри печи поддерживалась температура равная 1200 градусам. Изборские гончары владели секретом особого обжига изделий — обжиг на молоке.

Древние мастера изготавливали различную посуду: миски, сковородки, кружки, крынки, огромные горшки для зерна и другого продовольствия, горшки с толстыми стенками для приготовления пищи на огне. Кроме посуды и домашней утвари гончары лепили печные изразцы, черепицу, а также различный «потешный товар» — игрушки для забавы детей. В качестве украшения использовали орнамент. Очень часто он был в виде линий или волн, но также встречались и в виде кружков, зубчиков или ямочек.

Позже крестьяне ставили у себя на дворах заводы — отдельные помещения или приспосабливали под мастерскую часть жилого дома. Завод оборудовался гончарной печью — горном; по периметру помещения в стены врубались полки для сушки посуды; там же ставились лавки, перед которыми устанавливали гончарные станки — один или несколько, смотря по количеству работников в семье. Такие станки изготавливали местные кузнецы, служили они лет 50. Станок состоял из двух кругов на железном стержне, вращающемся в углублении стальной пластинки, прибитой к полу. Нижний круг — маховик раскручивали ногой. На верхний круг ставили глину и, придав ему вращение, формовали заготовку в виде цилиндра. Затем одной рукой наверху намечали отверстие, которое постепенно расширяли, образуя внутренний объем, другая рука помогала снаружи. Возле круга помещали корытце с водой для смачивания рук; при отделке пользовались деревянным ножиком (щепкой). Готовую посуду снимали с круга ниткой или медной проволокой.

Работали обычно при полном свете, зимой — с 9 утра до 16-17 часов. Опытный гончар знал точно, какое количество глины по весу и объему надо брать на определенный вид изделий — вся посуда одного вида выходила одинаковой. Менее чем за четверть часа можно было изготовить большой горшок, в сутки выходило до 25-ти горшков. Готовые изделия ставили на полки и сушили от двух суток до недели, в зависимости от времени года, температуры и влажности воздуха.

Далее изделия обжигались в печах-горнах, состоявшие из топочного и обжигового отделений. Топка представляла собой ряд небольших сводчатых помещений для дров. Она сообщалась с верхним отделением отверстиями, сквозь которые проходил огонь. Над топкой был выложен под — пол обжиговой камеры, которая была четырехугольной, сводчатой, длина стен и высота свода ее составляли по 2 аршина, т.е. около 1,5 м. Вместительность такой камеры — 400 больших изделий и столько же мелких, которые вкладывались в большие. Если изделия раскрашивали, то это происходило до обжига. Посуду, вынутую из печи, закаливали в растворе овсяной, житной муки или отрубей. Раскаленный докрасна горшок надевали на палку и окунали в корыто с раствором комнатной температуры, быстро вращая, чтобы равномерно распределить раствор. Посуда выходила пестрая. Необычными качествами, согласно поверьям, наделялись сосуды, которые были слеплены из остатков глины, снятых гончаром с пальцев. Красть посуду у гончара считалось большим грехом.

Веками мастера учились гончарному делу и совершенствовали его, благодаря чему оно и достигло высокого уровня. Пожалуй, наряду с кузнечным, гончарное дело в Изборске было самым важным из ремесел.

Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы