Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск»

Изборские охотники добывал зверя и птицу в одиночку, обеспечивая нужды своей семьи. Сезон звериного промысла начинался со второй половины сентября и продолжался до глубокого снега. В основном охотились ради мяса, поэтому предпочтительной дичью были лоси и косули, дававшие не только мясо, но кожи и рога — ценное сырьё для косторезов. Чаще всего лосей добывали «самострельными луками», которые устанавливали на звериных тропах. Охота на диких кабанов была сопряжена с большими трудностями. На медведя охотились ради мяса и меха. Ходили на него с широколезвийными рогатинами. В археологической коллекции музея-заповедника есть подвески-обереги из клыков медведя и кабана VIII — IX в. Охота на медведя была окружена различными запретами. Произносить вслух само слов «медведь» было запрещено; в случае необходимости прибегали к языку иносказаний, называя зверя «он», «хозяин», «старик». Причина подобного запрета кроется в том, что медведя считали «человеком в шкуре», понимающим человеческую речь.

Бобра промышляли копьями. Бобёр считался вроде рыбы, следовательно, годился в качестве постной еды. Зайцев ловили ловушками, белок, лисиц, куниц стреляли тупыми стрелами. Мех белки, куницы, бобра всегда высоко ценился. Пушнину использовали в качестве денег и платили ею налоги. Благодаря пушным шкуркам произошли названия древнерусских денег: «полушка» («половина ушка» белки с серебряными гвоздиками) и «куна» (мордочка куницы).

Водяную дичь (гусей и уток) стреляли при осеннем и весеннем перелетах, или ловили огромными сетями.

Охотники использовали всевозможные ловушки, капканы которые устанавливали возле нор или на звериных тропах, ведущих к водопою. Чтобы зверь не уловил запах человека, охотники настораживали самоловные орудия в рукавицах и обязательно стоя, стараясь не присаживаться на землю рядом с ловушкой, а охотничье снаряжение заранее окуривали смолистым дымом можжевельника.

Порой охотничьи тропы уводили человека за сотни километров от родной деревни, и тогда он неделю за неделей проводил в лесу, ночуя возле костров или в специальных промысловых избушках. Есть легенда о том, как охотники из Изборска, отец с сыном Селиши, гнавшие зверя, оказались на берегу тихой речки Каменец, где из-под земли услышали ангельское пение. Позже эти земли достались крестьянину Дементьеву Ивану. Он стал жить у реки под названием Пачковка. В один день Иван стал рубить деревья, и одно из них, повалившись, повлекло вслед за собой и другие. Под корневищем одного из деревьев обнаружилась пещера, над входом в которую было написано «Богом зданныя пещеры». Здесь теперь располагается Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь.

Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы