Выставка «Изборский хоровод»

9 июня - 8 октября

Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Изборск» к празднику «День России» представляет новый выставочный проект «Изборский хоровод». Традиционно в нём принимают участие музеи из разных уголков Российской Федерации.

Выставка «Изборский хоровод» посвящена многообразию народного костюма, отражающего духовную и материальную культуру русского народа.

 

Благодаря межмузейному сотрудничеству нам удалось представить для посетителей более 30 праздничных костюмов. Мы признательны всем, кто принимал участие в реализации этого уникального проекта. 

«...бывает красота движения и красота покоя. Русский костюм – костюм покоя. <...> Русские любили свое платье, и вкладывали в него поэзию»

Иван Яковлевич Билибин, художник

Народный костюм – это волшебное зеркало, в котором отражается душа народа, его самобытность и многовековые традиции. Костюм является важным связующим звеном между поколениями: праздничные костюмы берегли, передавали по наследству, от матери к дочери.

Основа женского костюма жительницы Изборска  – рубаха, сарафан,  передник, головной убор, обувь. В основном носили рубахи без поликов (вставок на плечах) с пышными рукавами; верх рубахи часто шили из цветной ткани (красного кумача). Распространена была также рубаха на кокетке. Женщины носили косоклинные сарафаны, называвшиеся ферязями. Будничные шили из домотканого холста, а праздничные из набойки или ситца.  Передники носили в основном по праздникам.

 

Женскому головному убору в традиционном русском костюме уделялось особое внимание, по нему можно было узнать из какой местности его владелица, к какой возрастной группе она принадлежит. В Изборске, как и во всём Псковском уезде, бытовали повойники – мягкие головные уборы в виде чепца, собранного вокруг головы на шнурке. В качестве отдельного головного убора по особым случаям использовались шёлковые, вышитые золотой нитью по углам и лбу, косынки, часто называемые «золотая головка».  Их вышивали монахини Ивановского монастыря в Пскове. 

Костюмы из собрания Государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника «Изборск»

Женщины сето носили туникообразный косоклинный чёрный суконный сарафан – сукман, пояса, передник, рубаху с пышным рукавом, собранным в сборку у манжеты, с широким тканым украшением посередине длины рукава, выполненным в технике бранного ткачества. Сето часто носили летние и демисезонные кафтаны: полушерстяной — ряпик и суконный – сярг.  Характерной особенностью покроя сетоских кафтанов являются пышные глубокие складки на бёдрах – пуусад, а также отделка цветным шнуром.

 

Настоящее богатство женщины сето – комплекс нагрудных серебряных украшений: две фибулы – маленькая, для застёгивания ворота рубахи, и большая коническая – сыльг, украшенная гравированным и чеканным орнаментами. Сыльг переходила от матери к дочери, но чаще дарилась девушке отцом, молодухе – свёкром. Кроме фибул носили ожерелья с подвесками в виде крупных листьев, украшенных гравировкой, различные варианты жемчугов, цепи, различные монисто. Серебряный наряд поражал не только своей красотой и богатством, но и тяжестью носимого на себе металла (2-2,5 кг). Кроме нагрудных украшений женщины сето носили серьги, браслеты, кольца. Оберегом от злых сил и дурного глаза служил звон подвесок и цепей, который был слышен при ходьбе: «Женщин сето сначала слышно, а потом уже видно».

Комплекс серебряных украшений народа сето

Коллекция русского народного костюма Смоленского музея-заповедника насчитывает более 1000 единиц хранения.  У истоков комплектования коллекции стояла Мария Клавдиевна Тенишева. 

 

Орнамент Смоленского края, воспроизводимый в тканье и вышивках и служащий, главным образом, для украшения одежды: рубах, насовок, платков, накидок, чепцов, поясов, ширинок, полотенец, будь он выткан, вышит, нашит или пришит, носит характерное местное название «украсы», чаще всего линейного или геометрического орнамента.

 

Характерной особенностью местных «украс» является  абсолютная «двуличность», т. е. не только известная чистота изнанки, но совершенная ее тождественность с лицом, — требование, которое перешло даже и к позднейшей вышивке крестиком и характеризуется наименованием «на оби бока». Узор составляется из отдельных самостоятельных «фигур», которые повторяются.

Костюмы из собрания Смоленского государственного музея-заповедника

Музей Лаишевского края имени Г. Р. Державина (Республика Татарстан) представлен на выставке тремя костюмами: русский костюм, костюм кряшен  (крещеных татар) и костюм (заказанской) татарки.

 

На территории района живут в основном русские и татары. Костюм – наиболее яркий и самобытный  определитель национальной принадлежности. В костюме, как в зеркале, отражаются занятия предков, климат и пути торговли, идеалы красоты и религия, контакты с другими народами.  

 

У татар наиболее ярко национальные особенности одежды прослеживаются в женском костюме. 

 

В Татарстане в русских деревнях и селах девочек с пятилетнего возраста начинали обучать женскому ремеслу: прясть, ткать, вышивать, а в некоторых районах – и плести кружева. К 13-15 годам она должна была своими руками приготовить приданое к свадьбе (куда входило большое количество рубах, передников, сарафанов, полотенец подзоров и столешников) и украсить их яркой многоцветной или белоснежной вышивкой. Женские рубахи готовились на все случаи жизни: на свадьбу, на праздники, на похороны и т.д.

 

Соответственно своему назначению каждая рубаха имела особый характер  декоративного украшения. Перед свадьбой на выставке приданого по количеству холста, по совершенству вышитого узора односельчане оценивали трудолюбие невесты, ее способность к домашнему ремеслу.

 

Магическую роль играл и цвет костюма. Красный, желтый, золотой – цвета Солнца, они даруют женщине приток жизненных сил, здоровье и радость.  Неслучайно эти цвета чаще всего использовались  в свадебных платьях.

Костюм из собрания музея Лаишевского края имени Г. Р. Державина (Республика Татарстан)

«Выряд», «скрута», «уряда», «окрута», «сряда» — забытые, необычные, непонятные для людей, живущих в XXI веке, термины. Именно так в Новгородской губернии в конце XIX века называли праздничную девичью и женскую одежду.

 

Молодёжь принимала активное участие в деревенских праздниках. Отказ от гуляний вызывал осуждение старшего поколения. Во время «проходок» в нарядной одежде по улицам, в ярмарочных рядах, весёлых танцах и плавных хороводах парни высматривали себе невест.

 

«Девица, девонька, девчужка, дева, девуня, деушка» так ласково было принято обращаться к девушкам брачного возраста. Вступление в прекрасный период жизни сопровождалось кардинальным изменением костюма.  В № 35 «Новгородских Губернских ведомостей» за 1869 год  описывается ярмарка в Теребуновском приходе Крестецкого уезда: «Всех больше народу толкалось около пряников. Здесь главным образом была молодёжь. Когда глаза мои привыкли к пестрове, я заметил, что крестьянки одеты далеко не по капиталу своих батюшек; многия были в немецких платьях, – даже при зонтике; везде были видны шелковыя и шерстяныя наряды».

 

Родители «справляли» для дочери на выданье несколько праздничных костюмов. Да и сама «невеста», девушка брачного возраста, должна была приготовить добротное приданое, овладев всеми видами женского рукоделия. 

Костюмы из собрания Новгородского государственного объединённого музея-заповедника

Коллекция крестьянской одежды XIX — начала XX веков начала формироваться в музее-заповеднике «Кижи» с конца 1960-х годов. В основном она включает в себя отдельные элементы будничной и праздничной женской и девичьей одежды. В состав женского наряда входили сарафаны, составляющие большую часть коллекции одежды музея.

 

В фондах музея-заповедника «Кижи» собраны образцы костюмов со всей Карелии. В настоящее время исследователи музея изучают историю северокарельских женских и мужских костюмов конца XIX века – начала ХХ веков.

 

Один из представленных на выставке костюмов — женский костюм пудожской крестьянки.

 

Большая часть одежды пудожских крестьян была домотканой. Разные виды одежды изготавливались из различного по качеству обработки льна. Из грубой серой домотканины шились мужские кафтаны и балахоны, женские кафтанушки. Из белого плотного холста – мужские рубахи, порты, станушки, наголенки, предохранявшие ноги женщин от укусов комаров. Белым домотканым мог быть и верх женской рубахи. Из окрашенных льняных нитей изготавливали полосатую или клетчатую пестрядь. Из нее шились юбки, сарафаны, станушки. Льняной холст традиционно красили в глубокий синий цвет и набивали по нему рисунок, чаще всего растительный. Набивная ткань обычно шла на шитье будничных сарафанов.

 

Женский повседневный костюм пудожанки имел северорусскую основу и состоял из рубахи, сарафана и передника. Будничным головным убором замужней женщины были сборники, имевшие распространение в северной и северо-западной части России, и чепцы (повойники), распространенные в России повсеместно. Иногда повойник заменялся небольшим платком, на который сверху повязывался второй платок.

Костюмы из собрания Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи»

Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник привёз на выставку в Изборск сразу три костюма: галический, татарский и марийский.

 

Узоры на марийском костюме представляют собой геометрические орнаменты, играющие роль не столько украшения, сколько оберега, символа принадлежности человека к определенному социальному сословию.

 

Кроме того, в каждом узоре зашифровывали символику – ритуальные знаки, приносящие своему владельцу успех, здоровье и благополучие, защищающие его от злых сил и дурных помыслов. Поэтому марийские орнаменты и их значение играли чрезвычайно важную роль при пошиве мужской, женской и детской одежды.

 

Вышивка на женском национальном костюме указывала не только на социальную принадлежность, но и на семейное положение женщины. Также девушки из Поволжья уделяли внимание и различным ювелирным украшениям – наибольшей популярностью пользовались серьги, кольца, массивные ожерелья и бусы.

 

Костюмы из собрания Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника

Помимо самых разнообразных народных костюмов, на выставке «Изборский хоровод» представлены яркие работы  независимых художников, выпускниц Петербургской академии художеств имени И. Е. Репина – Юлии Косцовой, Анны Виноградовой, Натальи Милашевич.

 

Яркие живописные произведения не только продолжат ваше знакомство с народным костюмом, но и помогут вам ближе познакомиться с традициями и жизнью своих обладателей.

….

Участники проекта: Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Изборск», Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Смоленский государственный музей-заповедник, Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Музей Лаишевского края имени Г. Р. Державина (Республика Татарстан), Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Российская Академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Печорская районная общественная организация «Этнокультурное общество народа сето». Также на выставке представлены работы независимых художников, выпускниц Петербургской академии художеств имени И. Е. Репина Юлии Косцовой, Анны Виноградовой, Натальи Милашевич.

Сборные экскурсии — 11:00, 12:00, 14:00 и 15:00

Перейти к содержимому